|
В статье рассматриваются категории точки зрения и дейксиса в качестве инструментов актуализации. Предметом исследования выступают инструменты актуализации портрета Элизабет Беннет в романе «Гордость и предубеждение» и его сиквеле. Выявлено, что для идиостиля Джейн Остен характерны формальные дескрипции, т.е., по сути, «формульные» предикаты, актуализирующие черты внешности, и не имеющие за собой определённого референта. При этом точка зрения выполняет характерологическую функцию в романе, как для объекта, так и для субъекта наблюдения. Дополнительность этих двух инструментов обеспечивает в итоге достоверность портрета образа и персонажа в целом. В рамках исследования категории вторичности и референции роман Д. Остен сопоставляется с сиквелом на предмет тождественности портретов и реализуемых ими функций. Анализ актуализации портрета Элизабет в сиквеле показал, что между ним и оригиналом нарушена референциальная соотнесённость, отсутствует логическая связь. Воспроизведение портрета персонажа видится необходимым, хотя и нетривиальным в случае со стилем Джейн Остен, условием сохранения тождественности между первичным и вторичным текстами.
Ключевые слова:актуализация, референция, предикат, портрет персонажа, роман «Гордость и предубеждение», Джейн Остен, сиквел.
|