|
Исследование посвящено анализу документов университетских учреждения в области академического сотрудничества России и Германии. Основополагающие задачи исследования заключаются в: 1) выявлении типов документов, регулирующих академическое сотрудничество России и Германии; 2) рассмотрении конкретных документов, на базе которых осуществляется академическое взаимодействие между германскими и российскими вузами; 3) характеристике документов университетских учреждений в области академического сотрудничества России и Германии. Автором обозначена роль академической мобильности для студентов, государства, высших образовательных учреждений, научных деятелей и профессорско-преподавательского состава, рынка труда. Осуществлен краткий экскурс в историю зарождения, становления и развития академического сотрудничества России и Германии. Приведены основные положения одного из первых документов, заключенных университетскими учреждениями России и Германии в области академического сотрудничества. На примере вузов, ведущих наиболее активную академическую политику, а именно, Московского Государственного Университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Воронежского Государственного Университета, Российского университета Транспорта, Иркутского Государственного Университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Новосибирского государственного университета экономики и управления, исследованы документы университетских учреждений в области академического сотрудничества России и Германии. На базе осуществленного анализа, данные документы дифференцированы на: Соглашения о сотрудничестве и / или Меморандум о взаимопонимании (memorandum of understanding – MOU), Соглашения об академическом обмене (AEA), Письмо о намерениях (letter of intent – LOI), Протокол об намерениях (heads of agreement, heads of terms, term sheet). Соглашения о сотрудничестве и / или Меморандум о взаимопонимании (MOU). Обозначены основные направления, в рамках которых осуществляется обмен студентами, аспирантами и научно-педагогическими работниками между германскими и российскими вузами. Отдельное внимание акцентировано на виртуальной академической мобильности как наиболее актуальной формы академического сотрудничества России и Германии в условиях интенсификации цифровизации в образовательной системе и нестабильной эпидемической ситуации в мире. Приведен конкретный пример академического сотрудничества России и Германии в онлайн-формате - программа онлайн-мобильности Высшей Школы Экономики с университетом EBS - European Business School в Германии.
Ключевые слова:Академическое сотрудничество, академическая мобильность, академически обмен, документы университетских учреждений, соглашение, меморандум, Россия, Германия.
|