|
В статье на материале рассказа «Барон» поднимается один из аспектов проблемы соотношения искусства и жизни в творчестве А. П. Чехова. В ходе анализа рассказа актуализируется одежда персонажа, которая представляет собой аллегорический реквизит, отсылающий к различным литературным контекстам, позволяющим вписать героя в определённый литературный ряд (Башмачкин, «подпольщик», Дон Кихот). Особое внимание уделяется тому остроумному положению, которое отведено театральному суфлёру и которое позволяет ему совмещать функции актёров и зрителей в одном лице. Герой рассказа, не смотря на всю свою пародийность, преображает обыденность места, в котором служит, поскольку играет роль хранителя памяти об идеальном театре. Но, оказавшись на сцене лишь на мгновение, он, словно прикоснувшись к своей мечте, «сгорает». В произведениях Чехова неоднократно встречается подобная ситуация: протагонист, желающий стать частью театрального мира, терпит крах в своих стремлениях.
Ключевые слова:театр, служба, аллегорический реквизит, футляр, скандал, подполье, пародия.
|