|
Статья посвящена анализу деятельности культурно-просветительных учреждений Рабоче-Крестьянской Красной Армии во время военных конфликтов на Дальнем Востоке в 1938-1939 гг. На основе неопубликованных архивных источников показаны особенности культурно-просветительной работы в частях и подразделениях в период их пребывания на Дальнем Востоке. Рассмотрены средства, формы и методы духовного воздействия на военнослужащих, выявлены достижения и недостатки. Выделены главные направления работы культурно-просветительных учреждений: обеспечение боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины, политическое воспитание личного состава. Подчёркнуто, что существенный вклад в создание патриотического подъёма в войсках внесли деятели искусства. Отмечено, что в результате проводимой работы по обеспечению боевой подготовки и укреплению воинской дисциплины наряду с реальными достижениями имелись существенные недостатки, что не позволяет оценивать её результаты как позитивные. В то же время упомянуто, что итоги работы по политическому воспитанию бойцов и командиров РККА во время военных конфликтов на Дальнем Востоке можно охарактеризовать как довольно высокие, о чем свидетельствует рост их политической сознательности, тяга в партию и комсомол, а также стремление попасть на фронт. В выводе сказано, что культурно-просветительная работа в Красной Армии во время боёв у озера Хасан и на реке Халхин-Гол наряду с общими по содержанию и по форме чертами имела свою специфику. В связи с этим политорганами при проведении данной работы с личным составом расставлялись соответствующие акценты.
Ключевые слова:Рабоче-Крестьянская Красная Армия, культурно-просветительные учреждения, культурно-просветительная работа, боевая подготовка, воинская дисциплина, политическое воспитание, бойцы и командиры, военнослужащие, политорганы, политработники.
|