|
Основной чертой полифонического текста, по М.М. Бахтину, следует считать экзистенциальное равноправие в текстовом пространстве всех персонажей, которые при этом должны обладать рефлексивным самосознанием, проявляющимся через апелляцию к Другому в поисках истины. Обращение к бахтинским теоретическим идеям позволяет обнаружить в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова не полифонию, а двухконтурность нарратива (второй/внешний контур нарратива), что дает нам возможность говорить о квазиполифонии романа, а также о стилистической дихотомии (или бинарности) нарратива и наличии в нем ксенофонии. В статье рассматривается двухконтурность нарратива в романе «Мастер и Маргарита». Основная идея состоит в том, что в тексте булгаковского произведения можно обнаружить два контура нарратива, при этом один – интратекстуальный – неполифоничен (монологичен), а относительно второго можно говорить об интертекстуальности, которую исследователи и называют полифонией. Главная цель данной статьи заключается в том, что интратекстовый нарратив «Мастера и Маргариты» не имеет свойства полифонии. Для характеристики нарративной структуры, в которой отсутствует основной признак полифонии, вполне корректно, на наш взгляд, использовать термин квазиполифония.
Ключевые слова:полифония, двухконтурность нарратива, квазиполифония, «Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков, М.М. Бахтин.
|