|
Статья посвящена изучению и исследованию идейно-тематических особенностей произведений басенного жанра известного народного писателя Кыргызстана, драматурга Казата Акматова. Хотя К.Акматов известен как автор ряда романов и повестей, пьес и киносценариев, к концу ХХ века обращается к басне. Одна из особенностей его творчества заключается в том, что писал на кыргызском и русском языках. Обращение К.Акматова к басенному жанру явление не случайное. Как бывший партийный работник он прекрасно знал все недостатки гниющего социалистического общества, поэтому одним из первых встал в ряд борцов за новую жизнь, возглавив Демократическое Движение Кыргызстана в начале 90-годов ХХ века. Его басня-притча “Новые басни или притчи нового века”, состоящая из трёх книг, принесла ему новую известность, читатели увидели в нём баснописца.Через свои басни-притчи автор выражает свой оппозиционный взгляд на негативные явления новой эпохи. Повествуя сюжет, автор добавляет свои субъективные мнения, личные демократ-акматовские взгляды по поводу того или иного события. Еще одна особенность басен К.Акматова, которая сразу бросается в глаза, заключается в том, что, если в большинстве классических басен аллегоричность животных или вещей вертятся вокруг них, то акматовская аллегоричность, отдаляясь от исходных прототипов, выступает как сам человек, допустим, как Иван Иванович или Асан Асанович. Можно уверенно сказать, что Казат Акматов, известный прозаик, драматург и киносценарист, благодаря этим трём книгам вошёл в число кыргызских баснописцев, как автор, имеющий свой почерк в этом древнейшем жанре литературы. Тем самым он внёс большой вклад в развитие кыргызского басенного творчества.
Ключевые слова:аллегоричность, басня, басенный жанр, демократия, новая эпоха, перестройка, прозаическое, прототип.
|