|
В статье исследуется лингвистический компонент термина А.М. Евлахова ирреализм как инвариант всех применяемых учёным дефиниций к понятию творческого начала как такового, в особенности в искусстве, современном исследователю. В отечественных гуманитарных науках рубежа XIX—XX вв. активно формировалась система частично совпадающих и весьма объемных понятий, отображающих «стиль эпохи», единый для всех искусств, — модерн, символизм, неоромантизм, декаданс. В каждой стране эти термины имели свою специфику, но сохраняли и несомненную общность значений. Если соотнести вид искусства начала XX в. с наиболее частотным термином, определяющим его стиль, то для живописи это импрессионизм (хотя И.В. Корецкая, Л.Г. Андреев, Л.В. Усенко убедительно демонстрируют применимость его и к словесности того периода); для архитектуры — модерн; для прикладных искусств ар-нуво (art nouveau), позже ар-деко (art déco), для кино — экспрессионизм, хотя своё фундаментальное исследование преимущественно прикладного искусства art nouveau Клаус-Юрген Зембах (Klaus-Jurgen Sembach) начинает именно с убедительного сопоставления динамизма и протеизма массового искусства — кинематографа и декора. Евлахов предложил в качестве дистинктивного признака современного искусства вообще и словесного в частности термин, содержащий компонент, значение которого сугубо грамматическое — сослагательное наклонение, развивая свою гипотезу на обширном эмпирическом литературном материале, с привлечением параллелей с другими видами искусства.
Ключевые слова:Евлахов, Романтизм, Модерн, Модернизм, Декаданс, Символизм, структуры ирреального сравнения, сослагательное наклонение.
|