|
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что, с одной стороны, педагоги все в большей степени понимают важность воспитания у детей и молодежи гуманного отношения к природе, с другой – из-за малой интеграции данной тематики в среднее и высшее образование им приходится действовать без опоры на систему новейших научных данных, касающихся взаимодействия человека, животных и окружающего мира. В этой связи цель работы заключается в выполнении обзора биоэтических просветительских мероприятий и расследований, которые выявили недостатки и противоречия в содержании образования. Ее задачи состоят в определении того, на какие недостатки образования указывают итоги просветительских мероприятий и расследований, посвященных защите сельскохозяйственных, пушных, лабораторных животных, животных в индустрии развлечений, животных-компаньонов. В ходе исследования было выявлено, что из-за превалирующего антропоцентрического подхода в образовании специалисты разных направлений зачастую не видят необходимости и возможности искать биоэтически сообразные способы решения проблем, касающихся живых существ. Определено, что в среднем и высшем образовании наблюдается нехватка информации о взаимосвязи между разными аспектами использования животных и медицинскими, экологическими, социальными проблемами, а жестокие практики обращения с животными, укоренившиеся в промышленности и науке, рассматриваются как норма и неизбежность; что при традиционном природоохранном воспитании детей возникают ситуации, способствующие ожесточению личности; что при утилитарном подходе к окружающему миру сострадание воспринимается как слабость; что религиозные нормы зачастую рассматриваются с антропоцентрической точки зрения. Установлено, что для изменения такого положения дел важность имеет профориентационная работа, раскрывающая перспективы избрания биоэтически оправданных направлений деятельности.
Ключевые слова:гуманное отношение к животным, антропоцентрический подход к природе, расследования на биоэтическую тематику, биоэтические просветительские мероприятия, ожесточение личности, выработка критического мышления, выбор образа жизни, профориентационная работа
|