|
В статье исследуется линия значения морской стихии Огузской теокосмогонической системы в фольклоре. Ключевую роль в азербайджанском фольклоре с точки зрения изучения тео-космогонической генеалогии огузов играет мифологическая идентичность 6 сыновей Огуз-кагана. Каждый огузский человек был связан с Богом через своего деда и величайшего предка Огуз-кагана, который олицетворял природу. Потому что корень этой генеалогии, ее первое начало, исходит непосредственно от Бога. Поэтому каждый огузский тюрок точно знал свою теокосмогоническую родословную и защищал ее как зеницу ока. Важнейшими признаками прослеживаемости огузских теогонических воззрений в фольклоре являются элементы происхождения, рождения. Основным содержанием как теогонии, так и космогонии является бытие, сотворение. Поэтому такие вопросы, как кто от кого родился, что от чего призошло, предки, деды, имеют особое значение и роль. В этом отношении можно считать, что в азербайджанском фольклоре имеются следы теогонического элемента Дениз-хана в сюжетах творений, связанных с водой.
Ключевые слова:теогония, теокосмогония, огузнаме, Огуз-каган, Бог, азербайджанский фольклор, вода, море, предок, эпос, мифология
|