|
Во второй половине XIX века замена парусного флота паровым, с одной стороны, и развитие железнодорожной сети страны с другой, изменили характер требований, предъявляемых к приморским торговым портам. Ответом на требования времени стала первая программа портового строительства, представленная императору Александру III министром путей сообщения генерал-адъютантом Посьетом в 1883 году. Были построены новые порты в Феодосии, Ялте, Мариуполе, Поти, Батуме, Новороссийске. Расширены и улучшены порты Либавский, Одесский, Рижский и Петербургский и многие другие. Ко времени окончания работ, намеченных в программе, экономическая жизнь страны уже сделала большие шаги вперед. Министерство торговли и промышленности в 1908 г. подняло вопрос о коренном переустройстве и улучшении торговых портов страны, решить который предлагалось по единому плану. Необходимость крупных работ по приведению морских портов в состояние, удовлетворяющее потребностям торговли и судоходства, признавались всеми учреждениями, в чьем ведении было портовое дело страны, и неоднократно отмечалась Государственной Думой и Государственным Советом при рассмотрении смет Министерства торговли и промышленности по торговому мореплаванию и портам. Главной проблемой развития российских портов в конце XIX – начале XX вв. оставался недостаток финансирования.
Ключевые слова:Министерство торговли и промышленности, торговое мореплавание, морские порты, железнодорожная сеть, торговый флот, паровой флот, морские суда, государственный бюджет
|