|
Актуальность темы определяется тем, что растет число тревожных свидетельств, подтверждающих недостойное поведение некоторых преподавателей в вузах. Учитывая важность этого вопроса, уровень исследовательской активности в этой области невелик. В статье показано, что незаконное поведение педагога обычно связано с физическим нарушением, жестоким обращением, домогательством, кражей или финансовыми правонарушениями. В работе проводится анализ взаимосвязи между личностными качествами и эффективностью работы преподавателей, особенно в связи с экстраверсией и открытостью опыту, которые являются факторами преодоления дидактогении. Понятие «дидактогения» в работе определяется как неправильное обучение, которое наносит физический, психологический и воспитательный вред учащимся.
В статье акцентируется внимание, на том, что как показывает анализ исследований по теме наиболее распространенными случаями неправильного поведения, в результате которых учащиеся начинают бояться, обижаться на своих педагогов и отказываться от преподаваемых ими предметов, являются: чрезмерная негативная критика, смущение и унижение, крики в гневе. Напротив, такие личные качества, как терпение, спокойствие, открытость, спонтанность, жизнерадостность, юмор, внимательность, способность радоваться и искренний интерес к учащимся, оказывают положительное влияние на учебный процесс. Подчеркивается, что в значительной степени именно личность является важным фактором эффективности работы преподавателя, который способствует преодолению дидактогении и росту как самого педагога, так и учащихся вузов.
Ключевые слова:личность преподавателя, высшая школа, дидактогения, преподавание, педагогическая практика
|