|
В статье определяется, что понятие «болезнь», «болезнь души», «болезнь века/времени» в европейском и русском романтизме «байронического» типа генетически восходит к традиции христианской мысли и связывается с понятием конфликта ценностных установок. Источник философско-эстетического конфликта, характерного для романтического мировоззрения в целом, видится в том, что истинная потребность в существовании абсолютных ценностей не находит подтверждения в жизненном опыте героев.
В статье показано, что французские романтики и Байрон в дихотомии «ветхий – новый человек» отводили современному человеку срединное положение. Страстно-стихийное начало, интеллект как целостность рационально-логической и фантазийной сторон – это суть романтической личности, отказ от них равен аннигиляции. Но именно они становятся источником греховности и бунта романтического героя против воли Творца. Сомнение в Боге и его способности правильно устроить мир делает этические заповеди относительными, оправдывая эгоистический произвол личности. Парадокс заключается в том, что романтические герои байронического типа в своих исповедях, жанре изначально христианском, соизмеряют свои поступки с этикой христианского «нового человека».
Лермонтов подчеркнул возможности беспристрастного познания. Интеллект, освобожденный от влияния аффективной сферы и ставящий ей барьер, может постичь смысл божественного мироздания и страдания.
Ключевые слова:романтизм, болезнь века, дихотомия, романтический конфликт ценностных установок
|