Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)
МОСКВА +7(495)-142-86-81

САНГИТИ КАК ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР: КАК СОБОРНЫЕ РЕВИЗИИ ФОРМИРОВАЛИ КОРПУС ВИНАЯ

Пхунтхасан Пхра Парон  (Аспирант Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (БГУ), г. Улан-Удэ, Россия )

Статья рассматривает механизм соборных сангити (коллективных рецитаций-ревизий) в буддийской традиции Тхеравады как ключевой «текстологический фильтр», сформировавший корпус Виная-питаки. Автор анализирует исторические предпосылки ранних соборов, начиная с Первого (около V века до н. э.), и показывает, как коллективная декламация служила способом закрепления дисциплинарных правил, исключая возможные искажения. Особое внимание уделено влиянию письменной фиксации канона на Шри-Ланке в I в. до н. э., что существенно укрепило авторитет Виная-текстов и обеспечило их сохранение. Исследование охватывает развитие соборного процесса вплоть до современных цифровых проектов. На примере ключевых буддийских центров Бирмы, Сиама и Ланки продемонстрировано, как соборы проверяли рукописи, устраняли разночтения и утверждали единый стандарт канона. Показана важнейшая роль структурных компонентов Виная (Сутта-вибханга и Кхандхака) и объясняется, почему соборное согласование этих разделов стало основой для дальнейшего устойчивого существования монашеских правил. В статье используется широкий круг исторических и филологических источников — палийские хроники, аттхакатхи, эпиграфические свидетельства. Особое место занимает рассмотрение «Четвертого собора» Тхеравады, когда Канон был записан на Шри-Ланке, и его последующих региональных редакций, а также Шестого (1954–1956) собора в Рангуне, создавшего печатный и электронный эталоны Трипитаки. Подчеркивается, что современная практика «сангити» сохраняет актуальность: при переходе к печатному и цифровому формату монашеские коллективы по-прежнему стремятся сохранять единую редакцию Виная-текстов. Выводы статьи заключаются в том, что система соборных сангити, являясь механизмом коллективной проверки и согласования, предотвратила распад дисциплинарного корпуса и сохранила историческую преемственность буддийского учения. Работа демонстрирует высокую значимость этого метода в сравнительном религиоведческом и филологическом аспектах: соборные ревизии обеспечивают непрерывную аутентичность Винаи, формируя устойчивую основу для буддийской практики и дальнейших академических исследований. Кроме того, статья затрагивает социологические аспекты: регулярные чтения Патимоккхи и «мини‑сангити» в монастырях способствуют самоорганизации и укреплению коллективной идентичности монахов. Таким образом, исследование иллюстрирует, как раннебуддийский принцип соборных ревизий сохраняется до наших дней, служа фундаментом для сохранения аутентичного текста и традиции. В перспективе такие методы коллективного контроля останутся востребованными в эпоху глобальной цифровой коммуникации.

Ключевые слова:буддизм, Тхеравада, Виная-питака, сангити, Палийский канон, Типитака, буддийские соборы, Сутт-вибханга, Кхандхака, текстологическая критика, источниковедение, буддология

 

Читать полный текст статьи …



Ссылка для цитирования:
Пхунтхасан П. П. САНГИТИ КАК ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР: КАК СОБОРНЫЕ РЕВИЗИИ ФОРМИРОВАЛИ КОРПУС ВИНАЯ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. -2025. -№06. -С. 65-71 DOI 10.37882/2223–2982.2025.06.37
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Гуманитарные науки