|
Данная статья посвящена многовековой традиции комментирования раздела «Сутта-вибханга» Виная-питаки в буддизме Тхеравады, которая сформировала фундаментальную систему толкований монашеских правил (патимоккха-сикхапада). Автор подробно раскрывает, каким образом лаконичные канонические формулировки трансформировались в комплексное «религиозное право» с историческими примерами, юридической казуистикой и разветвленной процедурой применения. Центральное место в исследовании занимает деятельность Буддхагхосы (V в.), заложившего единый палийский стандарт комментариев. Он консолидировал устную и письменную традиции, выработав базовые принципы толкования, которые впоследствии были развиты Буддхадаттой и Дхаммапалой.
Особое внимание уделено роли субкомментариев (тика), уточняющих и систематизирующих тезисы аттхакатх. Рассматриваются ключевые методы историко-филологического анализа, используемые для прояснения дисциплинарных норм, а также указывается на тесные связи с абхидхаммической терминологией и логико-психологическим подходом к оценке нарушений. Автор подчеркивает важность данных комментариев как практического механизма, позволявшего Сангхе сохранять преемственность и единство правил на протяжении более двух тысяч лет. Показываются и современные аспекты применения: адаптация древних норм к XXI веку посредством «права толкования» обеспечивает гибкое, но последовательное соблюдение монашеской дисциплины.
В статье также затронута междисциплинарная значимость проблемы. Обсуждаются перспективы сравнительного исследования с правовыми системами других религий и возможности переводческих проектов, способных расширить корпус доступных текстов на разных языках. Подчеркивается вклад российской буддологии и обозначается научная новизна, связанная с комплексным осмыслением комментаторских источников Тхеравады. Таким образом, работа дает целостное представление об исторической эволюции комментариев к Виная-питаке и демонстрирует их значение в формировании и укреплении институциональной структуры буддийской монашеской жизни.
В заключение следует подчеркнуть, что исследование многослойной комментаторской традиции позволяет раскрыть не только эволюцию текстовых интерпретаций, но и социальные, культурные, правовые аспекты функционирования буддийской дисциплины. Подобный синтез историко-филологических, религиоведческих и правовых подходов поднимает уровень понимания роли Виная-питаки как живого механизма регуляции внутри Сангхи. Представленная в статье периодизация (от ранних устных аттхакатх до систематизации Буддхагхосы и поздних тика) демонстрирует органичное сочетание традиции и инноваций, сохраняющее актуальность в наши дни. В итоге, данная работа вносит вклад в буддологию, расширяя перспективы дальнейших исследований дисциплины.
Ключевые слова:буддизм, Тхеравада, Виная-питака, Палийский канон, Типитака, Буддхагхоса, комментарии, аттхакатха, тика, Патимоккха, сикхапада, монашеская дисциплина.
|