|
В статье дается краткая информация о сказителях Горного Алтая с конца XIX и до наших дней, и сведения, полученные в ходе соцопроса по проекту «Кайчы-хранитель традиций народов Алтая». Также рассматривается современное состояние сказительского искусства алтайцев. Сказительское искусство является составляющей традиционной культуры, одной из этнических характеристик, сохранившейся до наших дней и бытующей наряду с явлениями современной цивилизации. В алтайском эпосе, как и в эпических памятниках других народов, сосредоточено главное, что составляет жизнь: человек, его земля, его семья, продолжение рода, его взаимоотношение с окружающей средой и в целом с внешним миром. И все это образует систему духовности, разрушение которой есть исчезновение меры узнавания, в конечном итоге – нарушение духовной целостности. В этом ракурсе просматривается особая роль сказителя и его эпического знания. Современные условия жизнедеятельности, диктуемые жизнью, вносят свои изменения и в область сказительского искусства. В настоящее время, сказители условно разделяются на две группы: первая группа сказителей соответствует традиционным представлениям о сказителях-кайчы, т.е. они в полном объёме знают несколько героических сказаний и являются их носителями. Вторую группу можно квалифицировать как артистов – исполнителей горлового пения – кайлаачы. Но, если даже традиция передавать сказительское мастерство от поколения к поколению из уст в уста прервалось, традиционное сказительское искусство алтайцев продолжает жить среди народа и развиваться, не теряя традиционные элементы древнего искусства.
Ключевые слова:сказительское искусство, героический эпос, сказители-кайчы, исполнители горлового пения – кайлаачы
|