|
В статье рассматриваются семантические и структурные свойства неопределенно-личных предложений, в которых подлежащее, указывающее на 3 лицо мн. ч., может выражать в дискурсе не только множественность, но и единичность субъекта.
Неопределенно-личные предложения в современном русском языке связаны с определенным кругом ситуаций, когда производитель действия не виден говорящему, а его действия воспринимаются на слух; когда описываются коллективные реакции людей или действия государственных структур.
Известно, что предикат неопределенно-личного предложения всегда стоит в форме множественного числа и может соотноситься с разным количественным составом субъектов (от неопределенного множества до одного).
В статье анализируются неопределённо-личные предложения в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где предикат неопределенно-личного предложения всегда стоит в форме третьего лица множественного числа. Отсутствие выраженного субъекта в неопределённо-личных предложениях не нарушает их семантической целостности, поскольку в языковой системе нет элемента, который мог бы претендовать на эту роль.
Также рассматриваются способы интерпретации субъекта, его единичность или множественность, дистанцирование субъекта речи от субъекта действия, неназванность субъекта. Всё это помогает М. Булгакову с помощью неопределённо-личных предложений выражать отношение к миру, не навязывая своего мнения читателю
Ключевые слова:определённо-личные предложения, субъект, определённость/неопределённость, субъектный нуль, дистанцированность субъекта.
|