|
Компетентностно-ориентированные профессиональные задачи отражают содержательно-процессуальный аспект подготовки будущих офицеров к исполнению военно-профессиональной деятельности по должностному назначению. Перед нами стояла задача проанализировать сущность ситуаций познавательного затруднения, возникающих при решении компетентностно-ориентированных профессиональных задач и разработать разноуровневые научно-практические рекомендации по предотвращению перехода предпосылок возникновения ситуаций познавательного затруднения в их причину.
Материалы и методы. Решению поставленной задачи способствовало применение следующих методов исследования: изучение, анализ и обобщение эффективного опыта организации и совершенствования образовательного процесса военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, а также предметной подготовки будущего военного авиационного специалиста (военного штурмана и офицера боевого управления).
Результаты и обсуждение. В статье рассмотрен один из аспектов решения компетентностно-ориентированных задач, а именно возникновение ситуаций познавательного затруднения, спровоцированных учебно-познавательными барьерами и их предотвращение. Представлены авторские определения понятий: «компетентностно-ориентированные профессиональные задачи», «учебно-познавательный барьер», «познавательное затруднение» и «ситуация познавательного затруднения», а также структурная модель понятия «ситуация познавательного затруднения», отражающая его объем и содержание. Предложены разноуровневые научно-практические рекомендации по предотвращению перехода предпосылок возникновения ситуаций познавательного затруднения в их причину.
Заключение. Проектирование современного образовательного процесса военнослужащих осуществляется на основе системы учебно-познавательных ситуаций, ядром которых являются компетентностно-ориентированные профессиональные задачи. От ресурсозатратности разрешения ситуаций познавательного затруднения посредством преодоления учебно-познавательных барьеров зависит успешность решения компетентностно-ориентированных профессиональных задач, а, следовательно, и качество военно-профессиональной подготовки будущих офицеров.
Ключевые слова:компетентностно-ориентированные профессиональные задачи, учебно-познавательные барьеры, познавательное затруднение, ситуация познавательного затруднения, предпосылки возникновения ситуаций познавательного затруднения
|