|
В статье обосновывается актуальность проблемы повышения качества психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки иностранных военных специалистов в российском вузе, которая обусловлена, с одной стороны, тенденцией роста востребованности иностранными специалистами образовательных услуг военных вузов Российской Федерации, обусловленной, в том числе активным развитием военного и политического сотрудничества стран. И с другой стороны − недостаточностью полиаспектного научного обоснования ресурса психолого-педагогического сопровождения иностранных специалистов в военном вузе как важнейшего фактора повышения качества их профессиональной подготовки. Это нашло отражение и в ряде документов государственного уровня (Постановление Правительства Российской Федерации «Об оказании Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению военных и военно-технических кадров иностранных государств» №1164 от 29 октября 2015 г. и др.).
Проведённое в этой связи на базе Дальневосточного высшего общевойскового командного ордена Жукова училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского исследование опиралось на системно-деятельностный, личностно-ориентированный и культурологический подходы, а также научно-методические принципы учёта и осмысления российского и зарубежного теоретико-практического опыта военной педагогики; соответствия направлений, форм и методов психолого-педагогического сопровождения специфике военного вуза, целеполаганию, социокультурным установкам и мотивации обучающихся иностранных специалистов и др.
В результате экспериментальной работы выявлены и описаны условия повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения иностранных военных специалистов, определены востребованные обучающимися направления деятельности педагогического коллектива (психолого-педагогическая поддержка адаптации к новой социальной, культурной и языковой среде; тьюторство; психолого-педагогическое содействие формированию профессионально-важных качеств и компетенций, ценностных установок на конструктивное текущее и планируемое взаимодействие.
Ключевые слова:военный вуз, иностранные специалисты, образовательный процесс, военно-профессиональная подготовка, психолого-педагогическое сопровождение.
|