Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)
МОСКВА +7(495)-142-86-81

Психолого-педагогические условия развития мотивации учебной деятельности у младших школьников с особыми образовательными потребностями

Кожевников Михаил Васильевич  (Доктор филологических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация)

Лапчинская Ирина Викторовна  (Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация)

Введение. Вопрос об учебной мотивации в современной школе без преувеличения может быть назван центральным. У учителей особую тревогу вызывают дети с трудностями в обучении, среди которых не менее 50% составляют дети с особыми образовательными потребностями. Решение данной проблемы актуально для системы общего и коррекционно-развивающего обучения. В научной литературе последних десятилетий уделялось пристальное внимание вопросам обучения и развития учащихся с особыми образовательными потребностями. Однако многие аспекты мотивационного обеспечения учебного процесса младших школьников с особыми образовательными потребностями остаются малоизученными и экспериментально не проверенными. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения развития мотивации учебной деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями. Материалы и методы. Для решения поставленных задач в ходе исследования использовались методы, соответствующие определённым этапам исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, моделирование); эмпирические (наблюдение, опрос, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент), а также математико-статистическая обработка экспериментальных данных. Результаты. В результате эксперимента апробированы психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с особыми образовательными потребностями. Результаты контрольного эксперимента показали улучшение данных показателей в экспериментальной группе. В то же время в контрольной группе результаты практически не изменились. Важно заметить, что целенаправленное и систематическое применение различных приёмов развития мотивации познавательной деятельности приводит к тому, что для успешного учения уже не требуется значительных усилий со стороны учителя. То есть мотивация переходит в самомотивацию, формируется умение действовать самостоятельно. Обсуждение. 1. Выделен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями. 2. Показаны основные возможности приемов и средств обучения, которые у каждого учителя имеют свои особенности и зависят от условий применения, умелого их сочетания, педагогического мастерства учителя. Заключение. Исследование подтвердило, что реализация комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями, позволяют добиться положительной динамики в качестве знаний и умений обучающихся с особыми образовательными потребностями, в проявлении их заинтересованности.

Ключевые слова:младший школьник, особые образовательные потребности, индивидуальные особенности, учение, учебная мотивация, образовательный процесс, школьный урок, качество знаний, психолого-педагогические условия, психолого-педагогическое сопровождение, познавательная деятельность, ситуация успеха, самомотивация.

 

Читать полный текст статьи …



Ссылка для цитирования:
Кожевников М. В., Лапчинская И. В. Психолого-педагогические условия развития мотивации учебной деятельности у младших школьников с особыми образовательными потребностями // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. -2022. -№11. -С. 60-64 DOI 10.37882/2223-2982.2022.11.09
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Гуманитарные науки