Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)
МОСКВА +7(495)-142-86-81

РОМАНТИЧЕСКОЕ «Я» КАК «ОТКРЫТАЯ ДИАСПОРА» В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 60-Х ГГ. ХХ В. – XXI В.

Панеш Учужук Масхудович  (доктор филологических наук, профессор кафедра литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, Россия, Адыгея, Майкоп)

Шишхова Неля Магомедовна  (кандидат исторических наук, доцент, кафедра литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, Россия, Адыгея, Майкоп)

Анкудинов Кирилл Николаевич  (кандидат филологических наук, доцент, кафедра литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, Россия, Адыгея, Майкоп)

Соколова Галина Викторовна  (кандидат филологических наук, доцент, кафедра литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного Адыгейского государственного университета, Россия, Адыгея, Майкоп)

Ашинова Юлия Арамбиевна  (кандидат филологических наук, доцент, кафедра литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного Адыгейского государственного университета, Майкоп)

Статья рассматривает проблему бытования «Я» в романтическом тексте на примере русских поэтических текстов второй половины ХХ-начала XXI вв.. Основой романтического мировоззрения является конфликт между «Я» и окружающим миром («Не-Я»). В некоторых романтических произведениях герой подаётся автором не как единичное «Я», а как коллективное «Мы». Определение модуса «Мы» является главной целью исследования. Критике подвергаются теории современных литературоведов (в частности, М. Липовецкого), рассматривающие романтическое «Мы» как совокупность ипостасей авторского «я». На примере короткой поэмы А. Вознесенского «Мастера» демонстрируется, что романтическое «Мы» может быть дифференцированным по отношению к авторскому «я», отделяясь от него по хронологической характеристике. В тексте поэмы персоны, составляющие «Мы», пребывают в XVI веке, а авторское «я» существует в ХХ веке. Но это не мешает авторскому «я» присоединиться к общности «Мы». Авторы работы вводят в научный оборот термин «открытая диаспора». Он характеризует общность «Мы» и ее взаимоотношения с авторским «я». Данная общность является конфликтным меньшинством по отношению к окружающему миру, но стремится стать большинством в перспективе. Она не совпадает ни с одной из определяемых социальных структур, однако за этой общностью прослеживается некоторое позитивное содержание. Оно не определяемо, но определимо. Авторское «я» включается в общность, но не исчерпывает ее собой. При этом конфликт между общностью и окружающим ее миром является подлинным, трагическим и непримиримым, а идеология, окрашивающая декларации и действия общности, может быть любой. Различные варианты бытования в романтическом тексте концепта «открытой диаспоры» рассматриваются на основе поэтических произведений Б. Окуджавы, И. Жданова и М. Струковой. Основным методом исследования является структурная герменевтика экзистенциального содержания литературного текста.

Ключевые слова:романтизм, «Я», диаспора, открытое меньшинство, А. Вознесенский, Б. Окуджава, И. Жданов, М. Струкова.

 

Читать полный текст статьи …



Ссылка для цитирования:
Панеш У. М., Шишхова Н. М., Анкудинов К. Н., Соколова Г. В., Ашинова Ю. А. РОМАНТИЧЕСКОЕ «Я» КАК «ОТКРЫТАЯ ДИАСПОРА» В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 60-Х ГГ. ХХ В. – XXI В. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. -2024. -№06. -С. 169-173 DOI 10.37882/2223-2982.2024.06.21
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Гуманитарные науки