|
Необходимость системной, целенаправленной деятельности по формированию культуры межличностного общения в условиях детских оздоровительных лагерей обусловлена значимостью проблемы формирования культуры общения и реально существующими уникальными возможностями летних оздоровительных лагерей в плане решения данной воспитательной задачи. В современной педагогике недостаточно теоретически осмыслен и обобщен богатейший опыт организации воспитательной работы летних оздоровительных лагерей, в том числе и в отношении воспитания культуры общения подростков как важной личностной характеристики. Цель статьи состоит в выявлении совокупности педагогических условий, характеристике их содержания, структуры и способов реализации, способствующих эффективному формированию культуры межличностного общения. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в летних оздоровительных лагерях Белгородской области с участием 384 детей на констатирующем этапе и 129 подростков на формирующем этапе исследования в летний период 2021г. Были использованы: метод экспертных оценок, беседа, интервью, опросники. В качестве экспертов были привлечены преподаватели педагогического института НИУ «БелГУ», директора и старшие воспитатели летних оздоровительных лагерей. Результаты исследования. Выявлены и обоснованы две группы педагогических условий: организационно-педагогические и психолого-педагогические условия. В основу предложенной классификации положены авторские идеи о том, что: Процесс формирования культуры общения подростка требует специально организованной, целенаправленной деятельности со стороны воспитателей, вожатых, администрации лагеря, органов детского самоуправления, самовоспитания подростка. категория Помимо этого эффективность общения по своей природе – категория психологическая, обусловлена многими индивидуально-психологическими характеристиками, эмоциональным состоянием, жизненным, личностным опытом подростка, семейными традициями и др.. В группе организационно-педагогических условий выделены: организация общественно значимой деятельности временного детского коллектива; приоритет игровой деятельности; развитие активности воспитанников, поощрение их инициативы в межличностном общении. Обоснована совокупность психолого-педагогических условий: создание у воспитанников мотивов, направленных на формирование культуры межличностного общения; наполнение деятельности детей личностно значимым содержанием; развитие субъектности как личностной характеристики детей и подростков в процессе формирования культуры межличностного общения; диалогизация общения «педагог – воспитанник», «воспитанник – воспитанник». Заключение. Сделаны выводы о возможности реализации обоснованных условий в рамках работы детских оздоровительных лагерей, их положительном влиянии на формирование культуры межличностного общения подростка с использованием современных форм, методов и приемов воспитательной деятельности.
Ключевые слова:культура межличностного общения; педагогические условия; формирование; детский, оздоровительный, лагерь, общение подростков.
|