|
актуальность проблемы определяется необходимостью ознакомления младших школьников Пензенской области с территориями региона. Проблема ознакомления, связана с отсутствием методических ресурсов для обучающихся начальной школы в учебниках курса «Окружающий мир» и необходимостью организации системной работы для развития краеведческого поведения детей, данной возрастной группы. В процессе урочной и внеурочной деятельности обучающийся осваивает не только теоретические знания о территориях родного края, но и имеет возможность участия в региональных проектах по вопросам историко-краеведческого образования. Важным аспектом в организации деятельности с обучающимися начальной школы по вопросам краеведческого воспитания, имеет выбор форм, которые позволяют сделать поликультурную деятельность результативной, а мероприятиям придать статус событий, насыщенных значительными фактами общественной и личной жизни. В данной статье представлен анализ имеющихся знаний младших школьников, на примере одной из школ города Пензы, и определен маршрут их краеведческого развития средствами предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование, прогнозирование. Представленные методические рекомендации и выводы не охватывают описание всех путей, необходимых для развития знаний младших школьников о территориях родного края, однако содействуют определению взгляда на проблемы формирования патриотических чувств с позиции необходимости их четкого определения и понимания условий их совершенствования. Результатом становления патриотических чувств младших школьников должны стать: приобретение информационной компетентности обучающегося с целью обогащения их взгляда на историю происхождения названии городов Пензенской области, особенности занятий людей и имеющихся достопримечательностях.
Теоретическая значимость заключается в определении упорядоченности в компонентах, определяющих патриотические чувства обучающихся. За основу суждений приняты компоненты: когнитивный (знание о принадлежности к данной территории); ценностной (смысловой (отношение к принадлежности: позитивное, негативное); эмоциональный (приятие или неприятие своей принадлежности к данной территории, владение информацией о достопримечательностях городов и знаменитых людях); деятельностный (поведенческий (гражданская активность и участие в волонтерских и социальных проектах, направленных на преобразование территории городов). Практическая значимость заключается в возможности уточнения содержания знаний о городах Пензенской области и отборе методических приемов и форм, обеспечивающих становление патриотических чувств обучающихся начальной школы.
Ключевые слова:краеведческое поведение, гражданская идентичность, достопримечательности городов Пензенской области, социальная активность, кейс-задачи, краеведение
|