|
Введение: Проведен историко-педагогический анализ ведущих тенденций развития логопедии на территории Северного Причерноморья на протяжении 1950-1991 гг. Проанализировано научное наследие отечественных ученых, посвященное изучению теоретической и методологической основ коррекции нарушений речи. Определены основные передовые идеи и прогрессивные достижения ученых в этой области знаний. Охарактеризовано разнообразие общественно-политических, социально-экономических и организационно педагогических факторов того времени, которые влияли на условия исследовательской и практической деятельности в области логопедии и обусловливали особенности процесса ее дальнейшего развития как отдельной педагогической отрасли знаний.
Материалы и методы: Применены аналитико-логический, историко-системный методы и метод сравнительного анализа полученных данных, что позволило отразить целостную картину развития теоретических основ логопедии на территории Северного Причерноморья в определенный период. При проведении исследования также были применены и другие научные методы, в частности, объяснение, поиск, синтез, сопоставление и т.д.
Результаты исследования: Научная новизна полученных результатов исследования заключается в конкретизации и дополнении историко-педагогических фактов, характеризующих основные закономерности и специфику научных изысканий ученых, деятельность государственных институций, проводивших научные исследования в области специального образования, в частности, логопедии. Введены в научный оборот малоизвестные архивные документы, связанные с развитием теоретических и практических основ логопедии на территории Северного Причерноморья.
Обсуждение и заключение: Анализ процесса развития логопедии на обозначенной территории в указанный период свидетельствует, что ее объект, предмет и методы сформировались на почве накопления опыта и достижений медицины и педагогики, что в конечном итоге привело к целостному выделению логопедии в отдельную область знаний.
Ключевые слова:логопедия, теоретические и практические устои, отечественная наука, специальное образование, коррекция нарушений речи
|