|
В статье рассматривается актуальная для изучения языка масс медиа проблема репрезентации образа действительности и его формирования в массовом сознании людей. Внимание обращено на событие как на один из фрагментов языковой картины мира, описываются современные подходы к определению этого понятия в лингвистике и некоторые событийные когнитивные модели. В работе выявляются особенности события как способа концептуализации действительности. Основываясь на теоретических положениях и анализе языкового материала, автор предлагает собственную модель структуры события, компоненты которой могут быть дифференцированы в зависимости от полноты информации, необходимой для изложения свершившегося события. В модели выделяются три группы компонентов: первую из них – основную – составляют компоненты, отражающие минимум знаний о событии – номинация события, место и время свершения события. Во вторую группу входят дополнительные компоненты, которые отражают те или иные подробности события – его участников, содержание и причину события. Третья группа объединяет дополняющие компоненты, раскрывающие оценку автором события в целом или перспективы его развития. Используя данные компоненты как классификационные параметры, автор раскрывает возможности систематизации текстового материала и выделения типичных и индивидуализированных языковых репрезентаций каждого из них. На примере многомерного компонента модели – содержание события – автор демонстрирует особенности его объективации с помощью языковых и графических средств, а также видеоматериалов. Материалом исследования послужили медиатексты, освещающие внутриполитическое событие «Выборы Президента РФ – 2018», опубликованные на официальных порталах российских партий и личных сайтах отдельных политиков, в том числе кандидатов в президенты.
Ключевые слова:язык масс медиа, политический дискурс, когнитивная модель события, репрезентация компонентов события, образ действительности, языковая картина мира
|