|
Целью данной статьи является изучении места и роли культуры отношений младших школьников как фактора создания «безбарьерной образовательной среды» в условиях реализации инклюзивного образования. Задачи исследования заключались в анализе социально-психологических факторов при создании адаптивной образовательной среды, изучении ключевых характеристик «культуры отношений» применительно к детям младшего школьного возраста, выявлении сущностных признаков конструктивного и деструктивного отношения к детям с ОВЗ, конкретизации направлений работы по оптимизации социального взаимодействия младших школьников в инклюзивной среде. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научных работ, систематизация и обобщение полученных знаний. В качестве результатов исследования следует назвать: установление роли и значения культуры общения в формировании инклюзивной образовательной среды, определение культуры общения в качестве социально-психологического ресурса, способного обеспечить максимальный уровень адаптации и оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях инклюзивной среды общеобразовательного учреждения, установление значимости внешних и внутренних условий развития культуры общения и их зависимости от организации диагностической, коррекционно-развивающей и просветительской работы педагогов.
Ключевые слова:Младший школьник, инклюзивная среда, культура отношений, общение, культура поведения, безбарьерная среда, адаптация, социально-психологические факторы, толерантность, дети с ограниченными возможностями здоровья.
|