Абросова Екатерина Валерьевна (Кандидат филологических наук, доцент кафедры романской филологии Института иностранных языков, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена)
|
В работе рассматривается особенности освоения ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР) относительных местоименных слов как средств связи частей сложноподчиненного предложения по сравнению с типично развивающимися детьми. Материалом проведенного исследования стало наблюдение за речью одного дошкольника ОНР в возрасте 5лет. Проведенный анализ показывает, что, несмотря на значительное отставание в овладении синтаксическими средствами языка при речевом дизонтогенезе, общие механизмы и последовательность овладения союзной функцией вопросительно-относительных местоимений оказываются такими же, как и при типичном речевом развитии. И при нормальном развитии речи, и при ее недоразвитии первоначально относительная функция большинства местоименных слов реализуется совместно с онтогенетически более ранними их функциями – вопросительной или указательной/эмфатической в «переходных» относительных конструкциях. Самыми трудными и при онто- и дизонтогенезе оказываются сложные предложения местоименно-соотносительного типа, где местоименные и связанные с ними соотносительные слова выступают как средства анафорической связи.
Ключевые слова:дизонтогенез, общее недоразвитие речи, освоение языка, относительные местоимения, сложноподчиненное предложение.
|
|
|
Читать полный текст статьи …
|
Ссылка для цитирования: Абросова Е. В. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕННЫЕ ЛЕКСЕМЫ: ОВЛАДЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕБЕНКОМ С ОНР // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. -2025. -№07. -С. 79-83 DOI 10.37882/2223–2982.2025.07.01 |
|
|