|
В статье рассматривается эволюция педагогического дизайна в высшем образовании, от традиционных подходов до современных инноваций. Особое внимание уделяется педагогическому дизайну как ключевой компетенции, обеспечивающей адаптацию образовательных процессов к изменяющимся условиям обучения, включая дистанционные форматы и новые технологии. Проанализированы различные теории познания, влияющие на подходы к проектированию образовательных сред и учебных материалов, а также рассмотрены терминологические различия в англоязычной литературе. Представлен исторический обзор развития педагогического дизайна в высшей школе и его основные этапы, включая подготовительный, этап реализации и рефлексивный. Автор подчеркивает растущую роль педагогического дизайнера как стратегического планировщика образовательного процесса и рассматривает перспективные направления развития, такие как интеграция искусственного интеллекта, виртуальной реальности, развитие компетенций XXI века и создание гибридных моделей обучения. Исследование демонстрирует, что педагогический дизайн является эффективным инструментом для решения актуальных задач современного образования, способствуя созданию более эффективных, индивидуализированных и релевантных учебных процессов.
Ключевые слова:педагогический дизайн, дистанционное образование, инструкционный дизайн, дизайн обучения, дизайн образовательной среды, педагогическое проектирование, образовательная среда.
|