Журнал «Современная Наука»

Russian (CIS)English (United Kingdom)
МОСКВА +7(495)-142-86-81

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКА В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Исаев Илья Фёдорович  (доктор педагогических наук, профессор, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород)

Каменев Константин Владимирович  (Аспирант кафедры педагогики ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», директор МБУ ДОЛ «Электроника» г. Белгорода)

Необходимость системной, целенаправленной деятельности по формированию культуры межличностного общения в условиях детских оздоровительных лагерей обусловлена значимостью проблемы формирования культуры общения и реально существующими уникальными возможностями летних оздоровительных лагерей в плане решения данной воспитательной задачи. В современной педагогике недостаточно теоретически осмыслен и обобщен богатейший опыт организации воспитательной работы летних оздоровительных лагерей, в том числе и в отношении воспитания культуры общения подростков как важной личностной характеристики. Цель статьи состоит в выявлении совокупности педагогических условий, характеристике их содержания, структуры и способов реализации, способствующих эффективному формированию культуры межличностного общения. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в летних оздоровительных лагерях Белгородской области с участием 384 детей на констатирующем этапе и 129 подростков на формирующем этапе исследования в летний период 2021г. Были использованы: метод экспертных оценок, беседа, интервью, опросники. В качестве экспертов были привлечены преподаватели педагогического института НИУ «БелГУ», директора и старшие воспитатели летних оздоровительных лагерей. Результаты исследования. Выявлены и обоснованы две группы педагогических условий: организационно-педагогические и психолого-педагогические условия. В основу предложенной классификации положены авторские идеи о том, что: Процесс формирования культуры общения подростка требует специально организованной, целенаправленной деятельности со стороны воспитателей, вожатых, администрации лагеря, органов детского самоуправления, самовоспитания подростка. категория Помимо этого эффективность общения по своей природе – категория психологическая, обусловлена многими индивидуально-психологическими характеристиками, эмоциональным состоянием, жизненным, личностным опытом подростка, семейными традициями и др.. В группе организационно-педагогических условий выделены: организация общественно значимой деятельности временного детского коллектива; приоритет игровой деятельности; развитие активности воспитанников, поощрение их инициативы в межличностном общении. Обоснована совокупность психолого-педагогических условий: создание у воспитанников мотивов, направленных на формирование культуры межличностного общения; наполнение деятельности детей личностно значимым содержанием; развитие субъектности как личностной характеристики детей и подростков в процессе формирования культуры межличностного общения; диалогизация общения «педагог – воспитанник», «воспитанник – воспитанник». Заключение. Сделаны выводы о возможности реализации обоснованных условий в рамках работы детских оздоровительных лагерей, их положительном влиянии на формирование культуры межличностного общения подростка с использованием современных форм, методов и приемов воспитательной деятельности.

Ключевые слова:культура межличностного общения; педагогические условия; формирование; детский, оздоровительный, лагерь, общение подростков.

 

Читать полный текст статьи …



Ссылка для цитирования:
Исаев И. Ф., Каменев К. В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКА В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. -2024. -№09. -С. 81-88 DOI 10.37882/2223–2982.2024.9.12
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Перепечатка материалов допускается только в некоммерческих целях со ссылкой на оригинал публикации. Охраняется законами РФ. Любые нарушения закона преследуются в судебном порядке.
© ООО "Научные технологии"

Серия - Гуманитарные науки